');
Где ты Великая Россия?

        Недавно исполнилось 150 лет со дня рождения реформатора России П.А. Столыпина. В связи с этим в Белгороде на рекламных щитах размещены были плакаты с его знаменитыми словами, сказанными членам Государственной Думы 10 мая 1907 года.

         По поводу данного события в одном из белгородских учреждений была подготовлена экспозиция документов, рассказывающих о проводившейся реформе, показан документальный фильм. Сотрудники учреждения выступили с докладом, в котором озвучили конкретные примеры из истории столыпинской реформы на белгородчине. В заключение докладчики высоко оценили значение реформы, дав ей оценку как прогрессивной и позитивной.

         С такой оценкой столыпинской реформы трудно согласиться, особенно с высоты столетней давности, которая показала, зачастую, психологически взаимоисключаемые элементы реформы. К категории государственных преступников относили как тех кто жег барские усадьбы, так и тех кто агитировал против выхода из общины. Эти две категории людей, по сути, представляли собой полярные явления психологии русского человека. Одни стояли за сохранность отеческих традиций, за старый уклад русской жизни, за общину, другие ратовали за застилавший глаза мираж «лучшей жизни», ради которой они могли стать даже преступниками.

         Столыпин замахнулся на нечто основополагающее, когда в жертву вторичному приносилось первичное, хотя все должно быть наоборот. Ведь за теми непрогрессивными формами труда часто стояло православное сознание, которое говорило: так нельзя, так плохо, так грешно. Новые «прогрессивные» формы расшатывали нравы. А христианством надо было руководствоваться, потому, что мы являлись не только христианской но и православной страной, народом – Богоносцем.

         Великому реформатору нужна была Великая Россия, даже ценой уничтожения духовно образующего и государственно формирующего стержня – русской общины. Интересно на что он надеялся подрубая основной корень русской государственности? Ведь краеугольным камнем русской крестьянской общины являлась община христианская, которая монолитила её. Труд человека должен быть благословлен Богом, мы об этом напрочь забыли. Только благословленный труд формирует душу человека, всякий другой уродует её и разлагает. Русскому человеку надо помнить об этом, если он не порвал с Православием.

         Несомненно, русская община уже давно была больна многими болезнями и в первую очередь болезнями духовными. Но из этого делался странный вывод, что община является тормозом развития и её надо, по сути, уничтожить. Всё таки вопреки сложившемуся мнению община на начало XX века имела огромный потенциал и в дальнейшем он раскрылся в советский период русой истории, в коллективно-государственной форме собственности. Правда, в изогнутом виде устремлений к построению «рая» на земле. И в конечном итоге этот титанический труд советского народа был брошен к подножию, интригующей мир, англо-саксонской цивилизации, как насмешка над православной цивилизацией. По сути, мы стали предателями своих святынь, поэтому и сегодня нас попирают представители иных культур.

         А был ли возможен другой путь сто с лишним лет назад в России? Вероятно да, но он требовал гораздо большего напряжения сил, чем путь антиобщинных реформ и в первую очередь от тогдашней интеллигенции, власти и Церкви. Над общиной надо было работать, а не ездить по «западам» одним и не ограничиваться только церковным богослужением другим. Многие языческие черты русской общины необходимо было заменять христианскими образцами. Это тяжкий труд, но возможный, а главное насущно необходимый и сегодня более чем тогда.

         В том, что он удался бы сомневаться не надо, потому что этот труд и путь был бы богоугодным делом в русской истории.

         Для этого потребовался бы институт церковных политруков, которые бы в поле и на заводе доводили до трудовых масс догматическую и каноническую сущность Церкви, раскрывая смысл жизни человека на земле, сопоставляя поступки людей с церковным каноном. Такое воспитание проникало бы в плоть и в кровь.

         Кстати и большевики много говорили и предпринимали вроде бы меры по воспитанию «нового человека». Но их методология, внешне вполне нормальная (в школе, в армии, в трудовом коллективе нас не учили злу) не имела источником своим Истину, поэтому противоречила Промыслу Божию о человеке. Попытка построения «рая» на земле, как раз и является антибожественной. Рай для христианина в Царстве Небесном, где будет новая земля и новое небо.

         Рассматривая события предреволюционной поры с начала XX века и по 1917 год в Воронежской и Курской губерниях (территория современной Белгородской области) видно, что основное недовольство крестьян относилось к помещичьему землевладению и к фактам выхода какой-то части крестьян из общины. Не видел русский мужик никакого прогресса в разрушении общины, а в помещичьем землевладении видел высшую форму социальной несправедливости.

         Какой общий знаменатель можно подвести под эти устремления русского крестьянства? Русское крестьянство в основной своей массе желало общинного коллективного землевладения на всем окружающем их пространстве. И на этом пространстве не оставалось места помещичьему землевладению.

         Исходя из этого, что должен был предпринять великий реформатор П. Столыпин, чтобы сохранить и преумножить Великую Россию? Вероятно, только одно: он не должен был обанкрочивать общину, стимулируя ее развал, а должен был обанкрочивать помещичье землевладение и вести дела к его национализации. Как известно она все же произошла, но с опозданием на десять лет и в более зверской форме.

         Русский народ на начало XX века далеко не отвечал требованиям народа Богоносца, но все же имел Божью искру, девять с лишним веков в лоне Православия не могли пройти даром. Поэтому трезвые люди понимали, что разжигание «жупела»  счастливой жизни, похожей на заграничную, добром не закончится.

         Монархическая форма власти в симфонии с Церковью сдерживали страсти человеческие, что соответствовало святоотеческому учению. Вот в этом русле и надо было работать с русской общиной нашим реформаторам.

         На сегодняшний день дело обстоит еще хлеще. Многие процессы современной жизни просто-напросто уже вышли из-под контроля человека. А ведь они, казалось бы, запускались ради человека. « Все для человека и все ради человека»- кому незнакомо это выражение, но верно ли оно, согласно ли православному учению? 


 

А.Г.Бобов, краевед, БРОО «Историческое общество «Ратник»

<< к списку публикаций

2018 год - издан второй выпуск сборника статей и материалов "Белгородская черта"

Белгородская региональная общественная организация
“Историческое общество “РАТНИК”

г. Белгород, улица Сумская, д. 381
vladimir.zhigalov@inbox.ru


Главная
Деятельность
Галерея